Увидеть Париж и …умереть (рондо забвения)

Они сражались против одного врага. Их сердца разрывались от адреналина, а зачастую от пуль в одном на всех небе, которое зачарованно слушало жестокий русский мат и черный галльский юмор, когда на вертикалях и виражах под пулеметную трассу попадал очередной немецкий истребитель или бомбардировщик; в небе, которое содрогалось от крика боли, когда в последнем беспорядочном штопоре сыпалась к земле машина друга…

«Нормандию-Неман» – эскадрилью, а потом полк французских военных летчиков-добровольцев, который внес свой вклад в победу в Великой Отечественной знают многие. Но единицы знают и о другом: о трагических и победных параллелях, проложенных за 30 лет до этого русскими летчиками, сражавшимися в небе Франции против германских асов первой Мировой. Вылетавших на прикрытие французской пехоты крылом к крылу с легендами зари воздухоплавания и авиации на «моранах», «ньюпорах», «девуатинах». Их было не так уж много, но один из них входит в плеяду асов, в список лучших военных летчиков мира, сбивших по 10 и более самолетов.

К слову, слово «ас» имеет французское происхождение. Ввели его после первых одержанных в воздухе побед пилоты. Ас – в переводе с французского – туз, (искажённое старофранцузское “Deus” – Бог ). В карточной иерархии только туз ( Бог ) выше короля. Отсюда появилась традиция рисовать на фюзеляжах и капотах аэропланов карточные символы.

“Вы удвоили славу, покрывшую знамёна Верденской армии. От имени этой армии благодарю Вас за услугу, оказанную Франции” – это дословно, цитирую по книге Ю. Гальперина «Воздушный казак Вердена», из приказа Генералиссимуса Жоффра о награждении су-лейтенанта летчика Виктора Федорова.

За что же получил Военный крест – высшую военную награду Франции – русский пилот?

«”Сержант Фёдоров – пилот, полный отваги и смелости, никогда не упускает случая атаковать немецкие аэропланы…” “14 Марта 1916 года атаковал в одиночку 4 самолёта противника. Три обратил в бегство, 4-й посадил на своей территории (это его третья победа). Самолёт Фёдорова получил 17 пуль. 19 Марта в первом полёте атаковал 3 самолёта, во втором – 4 Оба раза заставил неприятеля обратиться в бегство. 21 Марта сбил неприятельский аэроплан, упавший в наших линиях”.

Это несколько ранний приказ французского командования о награждении Виктора Военной медалью. Всего же за период битвы под Верденом летчик авиагруппы «Аист» Фёдоров за 16 дней сбил несколько немецких аэропланов, за что получил высшие награды французской армии. Немцы, назвав его “русским воздушным казаком Вердена”, начали долгую и безуспешную охоту за ним. После трехдневного отпуска в Париж он снова возвращается на фронт и сбивает еще одного боша.

1 апреля им сбит ещё один самолёт, но и его машина получила тяжёлые повреждения. Фёдоров с трудом посадил израненный, почти неуправляемый самолёт. На следующий день в бою с тремя “Фоккерами” он сбивает ещё одного, но немецкая пуля попадает в ногу.

Это уже его второе ранение в боях за Францию. Первое – еще более тяжелое – он получил, воюя пулеметчиком в пехотных частях в феврале 1915 Именно тогда, когда в связи с тяжестью полученных ран ему запретили служить в пехоте, он добивается перевода в авиацию, заканчивает 4-х месячные курсы пилотов в Дижоне. Удивительно, но факт, на заре авиации было именно так.

В госпитале снова возвращаются мысли о родине. Да он герой Франции, его узнавали на улицах Парижа, здесь же в Европе у него семья – жена, дочь, но ведь он не был в России, на малой родине в Верном (ныне Астана) 8 лет, с 1908, когда увлекшись политикой, состоял в эсдеках, а потом эсерах, был арестован и совершил побег.

Сейчас, небо давно вытеснило политические убеждения. Он летчик, хороший истребитель и ему так хочется поднять свой биплан в небо России и там сбивать врагов. Увы, память в российских охранных службах была крепкой во все времена.

Федоров по-прежнему считается неблагонадежным и тем не менее свой шанс получает – русский военный атташе во Франции граф Игнатьев помогает ему попасть в военную миссию, отправляющуюся в Румынию.

Там Виктор одерживает очередную победу, за что его представляют к Ордену Святого Владимира. Лишь, в Январе 1917 года, его наконец то, отправляют в Одессу, обучать русских пилотов высшему пилотажу и тактическим приёмам воздушного боя.

В конце мая 1917 года Фёдоров получает назначение в 9-й корпусный отряд, который входил в истребительную группу Е. Н. Крутеня (есть версия, что Евграф Крутень также бывал на стажировке во Франции и участвовал в боях, но это так к слову). В составе 9-го отряда Фёдоров одержал одну официальную победу и вскоре был переведён в Севастопольскую авиашколу, где пробыл тоже недолго.

Но, видимо, так было угодно судьбе – летом он возвращается во Францию, чтобы больше уже никогда ее не покинуть. И снова полеты, бои, разведка, штурмовка. 28 Июля 1918 года был опубликован приказ о награждении Фёдорова орденом Почётного Легиона.

7 ноября 1918 года Виктор Фёдоров, вылетев на “свободную охоту”, недалеко от линии фронта встретил группу из нескольких десятков бомбардировщиков противника, конвоируемых истребителями. Других французских самолётов в воздухе не было и несмотря на то, что атака столь сильного противника в одиночку была равносильна самоубийству, он решил атаковать !

В первый же момент Фёдоров сбил бомбардировщик, за ним второй. Строй армады разрушился и Фёдорова атаковали со всех сторон юркие “Фоккеры”… Упал на землю ещё один вражеский самолёт… Легенды, сложенные об этом бое, утверждают, что было сбито Фёдоровым 4, даже 6 самолётов противника…

Следом за немцами падает на вражескую территорию в дыму и огне легендарный русский лётчик – “воздушный казак Вердена”… В тот же день германские парламентёры отправились к Маршалу Фошу для переговоров о перемирии. До конца Первой Мировой войны оставалось всего 4 дня…

Всего за полтора года своей авиационной службы Виктор Федоров сбил 11 немецких самолетов. Как мы уже говорил выше – асом по праву назывался пилот, сбивший 10 и более противников.

Долгое время считалось, что Виктор Фёдоров погиб в том легендарном бою. Однако это было не так. Сумев посадить израненную машину он, при попытке перейти линию фронта, был взят в плен. Поскольку никаких документов при нём обнаружено не было, его обвинили в шпионаже и отправили в тюрьму. Там он пробыл достаточно долго и во Францию вернулся тяжело больным – у него открылась горловая чахотка. 4 марта 1922 года Виктор Фёдоров умер в Париже на руках своего брата Константина, приехавшего по его просьбе из Сибири.

Кроме Виктора Федорова в первую мировую в небе Франции отметились: капитан П. Аргеев, награжден двума орденами Почетного Легиона (в Гражданскую воевал на стороне белых, погиб во время полета в Чехословакии в 1922), подпоручик И. Орлов (был на стажировке вместе с Е. Крутенем), капитан А. Казаков (также был в Белой гвардии, погиб в конце Гражданской), прапорщик В. Янченко, сержант Х. Славороссов-Семененко.

О Харитоне все-таки следует сказать более подробно – судьба его велика и трагична. Бывший цирковой артист, велогонщик и механик, самостоятельно освоил полеты на аэроплане, имеет удостоверение пилота за № 41 До первой мировой войны испытывал самолеты на заводе «Капрони», был победителем ряда авиасоревнований европейского уровня.

В 1914 году, когда началась Первая мировая война уходит добровольцем во Французскую армию, зачислен в 1-й авиационный полк. Вскоре уже совершает геройский поступок. Французский военный лётчик и сенатор Реймон был ранен в воздушном бою и сел на вынужденную посадку на фронтовой нейтральной полосе. Х. Славороссов садит свой аэроплан рядом с аппаратом Реймона, вытаскивает его из подбитого самолёта и, перенесит в свой, бесстрашно взлетает под обстрелом врага. Французское командование наградило Х. Славороссова высшей боевой наградой — Военной медалью.

В 1918 по 1923 учится на мехмате в Томском технологическом институте, где сидит вместе за одной партой со своим новым другом Николаем Камовым (да тот самый конструктор вертолетов!). В 1920-х Славороссов перебирается в Москву где продолжает образование в Институте Красного Воздушного флота, преобразованном в скором времени в Академию..

После окончания академии Славороссов работает в гражданской авиации, в Добролёте. Занимается изысканиями новых линий для гражданских самолетов, строительством аэродромов, принимает деятельное участие в подготовке авиаперелета Москва – Пекин. Потом возглавляет техническую службу Добролёта в Средней Азии, работает главным инженером Авиационного завода и преподает в МВТУ и только что созданом Московском авиационном институте…

А дальше… Думаю, логика и так подскажет, что было дальше. Бывший сержант французской авиации, награжденный двумя французскими орденами, знающий многих французских авиаторов лично – как такому человеку не быть шпионом? Приговор – 10 лет лагерей. До 1934 года еще была возможна переписка и свидания, потом глухое молчание и весточки, переданные семье через случайные каналы. В 1941 году, когда кончался срок Славороссова, семье пришло извещение о его смерти в виду болезни. Но есть и другая версия – в августе 1941-го Славороссов был расстрелян вместе с большой группой других заключенных, по секретному распоряжению из Москвы…

По-другому, наверное, и не могло быть. Ни тогда в небе Франции, ни спустя годы. В России за все нужно платить – при любой власти. И в итоге выходит

ТАНГО С КОРОВАМИ

Х. Славроссову

Жизнь короче визга воробья.

Собака, что ли, плывет там

На льдине по весенней реке?

С оловянным веселием

Смотрим мы на судьбу.
Мы – Открыватели Стран –

Завоеватели Воздуха –

Короли апельсиновых рощ

И скотопромышленники.

Может быть, выпьем

Чарку вина

За здоровье Комет,

Истекающих бриллиантовой кровью.

Или лучше – заведем граммофон.

Ну вас – к черту –

Комолые и утюги!

Я хочу один – один плясать

Танго с коровами

И перекидывать мосты –

От слез Бычачьей ревности

До слез Пунцовой девушки.

(В. Каменский 1912 год)

Дмитрий Клименко

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *