Летайте самолетами «Аэрофлота»? «Боингами», «Фальконами», «Аэробусами» и … «Ан-2»

Обычная информация, каких сотни в Сети. Но почему-то зацепила. Оказывается  в 2019 году «Аэрофлот» заработает более 4,6 миллиарда  рублей на организации воздушных перевозок высших должностных лиц России.

Согласно данным сайта госзакупок, авиакомпания получит эти деньги, так как выиграла открытый конкурс ФГБУ «Специальный летный отряд „Россия“ — структуры управления делами президента РФ. При этом заявка „Аэрофлота“ была единственной на этом конкурсе.

В общем, «Аэрофлот» вновь будут возить всех российских чиновников над всей Землей. И вылетит нам полеты, как налогоплательщикам, в копеечку. За иногда не очень нужные вояжи депутатов, замминистров, начальников департаментов бюджет заплатит более четырех с половиной миллиардов.

А второе, что остро резануло грустью – список воздушной техники, которой пользуется российский «Аэрофлот»

Внутренние и международные перевозки будут осуществляться с использованием самолетов Ил-96, Ту-214/204, Sukhoi Superjet 100, Airbus A319, Falcon, Ту-134, Ан-148, Як-40, а также вертолетов AW139 и Ми-8.

Как минимум три наименования – это техника импортная. Увы…

Те, кому часто приходится летать, наверное, уже привыкли, что российские аэропорты полны самолетов иностранного производства – «Боинги», «Аэробусы». Время «тушек» и «илов» закончилось, хотя многие самолёты тех серий надолго пережили свою и нашу родину – Советский Союз.

А он, был огромной страной.  Россия – тоже имеет большие территории, над которой ежеминутно в небе находится значительное количество летательных аппаратов. Всего же в коммерческой авиации по данным на середину 10-х годов 21 века  зарегистрировано 2 745 воздушных судов различного типа. Причем на тот момент доля самолетов и вертолетов зарубежного изготовления составляет 63% (сейчас она приближается к 75), что для страны, входящей в Большую семерку держав с полным циклом самолетостроения, это неоправданно много. Но гораздо печальнее, что именно эти 63% общего парка обеспечивают 93% всего пассажирооборота в стране, т.е. российские самолеты и вертолеты практически не перевозят пассажиров.

Нам как всегда обещали и обещают многое, заставляя верить в величие державы, но действительность  упорно бьет нас лбом в обратном направлении, заставляя только грустно вздыхать об утраченном величии. В основном же все, что мы реально производи из конкурентоспособного – это, можно сказать, выставочные образцы

Широко разрекламированный Суперджет 100 (SSJ100), выпуск которого начался десять   лет назад. В 2017 году завод в Комсомольске-на-Амуре выпустил 34 Суперджета, и 30 самолётов было передано заказчикам. По данным неофициального реестра Russianplanes.net — 33 лайнера выпущено и столько же передано заказчикам. Всего за десять лет на КнААЗ произведено более 150 бортов SSJ100. В эксплуатации находится несколько меньше -133. При этом почти половина относится к авиапаркам крупного бизнеас и гсокорпораций.

Вот уже несколько лет обещают, что скоро наши авиазаводы начнут выпускать  такие пассажирские самолеты, как МС-21, Ил-96-400М, Ил-114-300.

Но здесь существует одна загвоздка и очень большая, что признают и сами авиастроители, и чиновники.

Неопределённость со сроками начала полномасштабного серийного производства этих самолетов  внесли новые антироссийские санкции со стороны США, которые вступили в силу с февраля 2018 года. Российское гражданское авиастроение тесно связано с оборонными предприятиями — SSJ100 с КБ Сухого, МС-21 — с корпорацией «Иркут», которая производит самолёты Як-130 и Су-30СМ. И Суперджет, и МС-21 содержат большое количество узлов и агрегатов западных поставщиков. Поставка таких комплектующих может оказаться под санкциями.

Не очень хорошее состояние гражданской авиации можно только косметически прикрыть какими-нибудь патриотическими акциями. Например, масштабным онлайн-голосованием по присвоению аэропортам имен великих россиян.

Присвоили! И что? Больше современных аэровокзалов стало? А сколько средств уйдет на переделку многотомной документации. Лучше бы за эти финансы несколько взлетных полос добавили.

А ведь аэропортов у нас точно не хватает. Привести цифры? Они есть в открытом доступе, в той же Википедии.  На начало 1990-х годов в России действовало 1450 аэродромов. Сегодня осталось 282. Столько же, сколько лишь в одном из 51 штата США – на Аляске.

А всего в США насчитывается 13 500 аэропортов и аэродромов. Есть куда летать, есть обширная маршрутная сеть, и все это поддерживает устойчивый потребительский спрос на авиаперевозки. Коммунистический Китай осуществляет планы строительства 100 аэропортов в год. В Канаде, которая не больше чем европейская часть РФ, действует 752 аэропорта, принимающих регулярные рейсы, и более 1700 – обслуживающих бизнес и частную авиацию; в Бразилии – 718 и 3545; в Индонезии – 683 и более 2400.

Кстати, а куда же исчезли за 25 лет строительства «Великой России» более 1000 аэродромов? Здесь уж явно постарались как раз «великие строители», начиная от Ельцина, Чубайса, Гайдара и нынешние их преемники.

С этими аэродромами стало тоже, что и авиазаводами. На данный момент почти треть из 20 авиазаводов России имеет туманные перспективы, а часть еще до этого была закрыта. Почему? В свое время Егор Гайдар на просьбу поддержать авиапром, ответил, что этому монстру нет места в новой России.

То есть, у нас реально негде и некому собирать самолеты. И если для небольшого количества средних и больших воздушных судов производственных мощностей хватает, то о малой авиации давно уже забыли.

Ее у нас практически вообще нет.  Что такое для огромной России,   и ее 140 миллионов человек около 4  тысяч малых летательных аппаратов и несколько тысяч активно летающих пилотов-любителей.

Например, на идентичных территориях США (Аляска) и России (Якутия) соотношение просто жуткое. Парк малой авиации на Аляске составляет 12 тысяч самолетов. Аналогичный парк в Якутии — всего три воздушных судна, закупленных по госпрограмме, и еще около 30 принадлежащих частным лицам. На Аляске одно воздушное судно приходится на 70 жителей, а у нас по всей России одно на 20 тысяч человек.

В целом по США сегодня зарегистрировано порядка 250 тысяч средств частной авиации, которые классифицируются как малый авиационный транспорт, и 5400 взлетно-посадочных полос для них. Свыше 300 тысяч американцев имеют удостоверения частных пилотов.

Кстати, до 1981 года, в «загнивающую» советскую эпоху  отечественная промышленность выпустила почти 60 тысяч легких самолетов. Да, это были всего лишь трудяги Ан-2, которые   давно выработали свой ресурс. Но на смену им, в «процветавшей» России, ничего так и не сконструировали. Просто это никому не нужно. Тех же чиновников федерльного розлива обслужит «Аэрофлот» за 4 миллиарда рублей.

А свое? Каждый раз, когда на высшем уровне речь заходит о малой авиации, кто-нибудь обязательно предлагает модернизацию Ан-2 и других советских «старичков». И начинается «рождение» планов – закупить импортные двигатели и кресла, поставить GPS. Но скоро уже рассыплются последние «кукурузники» отечественной конструкции, а мы все еще витаем в облаках планов.  И пока наши чиновники « стратегически»  развивают авиапром на бумаге, другие строят самолеты и продают по остаточному принципу нам.

А. Мкртчян,

редактор «Пульс Дона»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *