Время, которое не вернуть

За калейдоскопом дат и событий, закруживших нас, как всегда, осенью, незаметно проскочила одна очень и очень незаметная, но, в тоже время очень символичная. 14 октября 1964 года первым секретарем ЦК КПСС на пленуме партии избрали Леонида Брежнева.

Его руководство страной, именно руководство, а не правление, как наблюдается сейчас, сейчас видится как эпоха благополучия и стабильности. А ведь фактически так и было! До 60—х годов СССР приходил в себя после страшной Великой Отечественной войны, а после 80-х страну по-живому разорвали на неравные кусочки.

18 лет (тоже вполне символичная цифра для сравнения!) у руля Советского Союза стоял Генеральный секретарь Брежнев и, если смотреть на реальные цифры, то страна действительно качественно и вполне динамично развивалась, как в экономике, так и в социальной сфере.

За 18 лет, которые Брежнев провел у власти, реальные доходы населения выросли более чем в полтора раза, население увеличилось на 12 миллионов человек, а у 162 миллионов жителей СССР было бесплатное жилье.

При этом квартплата в среднем не превышала 3% от дохода семьи. Имелась доступная и бесплатная медицина, школьное, средне-специальное и высшее образование.

В 1966-1970 годах среднегодовые темпы прироста национального дохода выросли в среднем на 1,1%, а валовый общественный продукт увеличился более чем на 350%. В СССР начали производить в четыре раза больше продукции, чем в предыдущие четыре пятилетки: выпуск промышленных товаров подскочил на 485%, а сельскохозяйственных — на 171%.

Выплавка чугуна, стали и изготовление проката с 1960 года по 1988 выросли более, чем в два раза.  В 60–70-х годах продолжалось широкое индустриальное строительство. Как раз в эти годы были заложены и построены Западно-Сибирский металлургический комбинат, ВАЗ и КАМАЗ, завод атомного машиностроения в Волгодонске (Атоммаш). Спроектированы и главное собраны и поострены   луноход, сверхзвуковой пассажирский самолет Ту-144 и т.д.

Перечислять можно до бесконечности, в том числе напомнить, что в 60–70-х годах быстро развивался топливно-энергетический комплекс (ТЭК) СССР. В Восточной Сибири вслед за Братской ГЭС были сооружены Красноярская, Саяно-Шушенская и Усть-Илимская ГЭС, а в Средней Азии – Южно-Таджикский комплекс, центром которого явилась Нурекская ГЭС. Быстро росла и атомная энергетика: были построены Ленинградская, Игналинская, Чернобыльская и другие АЭС.

Сегодня многое из вышеперечисленного, если еще не добито, то продолжает функционировать, а мы осознаем, все-таки какой великой была страна и руководили ею вполне подготовленные и грамотные профессионалы.

Может быть, поэтому сейчас, те, кто у  власти стараются нивелировать и принизить прошлое, которое, как, оказывается, было не эпохой застоя, а скорее временем российского Ренессанса.

И это подтверждают высказывания и выводы уже наших современников. Причем, не последних в плеяде теоретиков и практиков российской экономики и политлогии.

«С точки зрения спокойствия, уверенности в будущем, стабильности и благосостояния населения этот период был самым лучшим. Люди чувствовали улучшение своего положения. Я думаю, что, если бы Брежнев ушел от власти в середине 1970-х годов, когда у него начались проблемы со здоровьем, то в нашей памяти он остался бы великим деятелем» — отметил в беседе с «Газетой.Ru» заведующий лабораторией исследования проблем инфляции и экономического роста Экспертного института НИУ ВШЭ Владимир Бессонов.

«Советская экономика оказалась способна создать самостоятельно всю материально-техническую базу науки и образования. Наша энергетика была одной из самых передовых в мире, а это — основа жизни и развития любой страны: тут и производство энергетического оборудования, и технологии атомных станций, и многое-многое другое. О качестве и надежности советской энергетики можно судить по тому, что она до сих пор функционирует на старых заделах. Именно благодаря плановой системе мы создали единую энергосеть и добились прекрасных показателей себестоимости выработанной энергии. Опираясь на эти достижения, мы построили сверхэффективную алюминиевую промышленность, которая давала четверть мирового производства алюминия. Авиастроение также было на уровне лучших стандартов развитых стран, и сразу несколько конструкторских бюро работали отлично.

Социальная сфера – это тоже достижение экономики. Мало кто знает, что Советский Союз первым в мире создал медицинскую систему скорой помощи, а это инновация, поскольку никто ранее такого не делал. Об успехах военно-промышленного комплекса можно даже и не говорить, все это и так знают, а СССР неслучайно называли второй сверхдержавой. Очевидными достижениями являются и освоение космоса, и в целом вся наша программа ракетостроения. В этой сфере советская экономика смогла решить массу сложнейших вопросов, а на это способна только развитая страна с очень сильной кадровой и научно-производственной базой. www.km.ru  

А это уже точка зрения известного российского экономиста, публициста, общественного деятеля, доцента МГУ им. М.В. Ломоносова, кандидата экономических наук, председателя правления Института динамического консерватизма Андрей Кобяков.

Да были минусы, но как мы теперь понимаем, наблюдая за экономическим китайским чудом, они  вполне быстро могли быть исправлены.

И не нужно на них акцентировать внимание, за нас это давно уже сделали «умельцы и герои» либеральной экономики – Гайдар, Чубайс, Греф, Кудрин, а теперь к ним добавились Силуанов, Набиулина, Сердюков и другие.

В отличие от своих предшественников  советских министров – Косыгина, Громыко, Рыжкова, в какой-то степени Примакова – для них главное личное материальное пространство, а не общая социально-экономическая территория государства.

Впрочем, пусть и медленно, но начинают меняться оценки людей и в размышлениях об идеальном устройстве страны все больше и больше россиян хотелось бы вернуться в советские времена. В страну, которой к сожалению, уже нет.

Например, социологи «Левада-центра» в 2017 году провели опрос, приуроченный к столетию Февральской революции — россиян просили ответить, при каком правителе за последний век в стране жилось лучше всего. Из более чем полутора тысяч опрошенных 29% назвали лучшей эпоху правления Леонида Брежнева (для примера, руководство Сталина собрало лишь 6% сторонников, время перестройки — 2%, а Ельцина — 1%). Интересно, что с годами любовь к Брежневу окрепла — в апреле 2006 года к нему относились положительно только 39% россиян, а в январе 2017 года в симпатии к нему признавались уже 47% участников опроса.

А. Мкртчян,

главный редактор «Пульс Дона»

на фото Ростов-на-Дону в 1970-е годы (из открытых  источников)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *