Педагог – учитель — просто специалист. А потом детей будут учить гастарбайтеры?
В наших школьных образовательных учреждениях не хватает учителей практически всех специальности. Особенно катастрофически выгладит ситуация по преподаванию математики – 44 процента, иностранного языка – 39 процентов, русского языка и литературы – 30, начальных классов – 26.
Эти цифры эксперты-аналитики ОНФ (Общероссийского народного фронта) и фонда «Национальные ресурсы образования» собрали в результате мониторинга, проведенного год назад в мае-июне 2018.
Общественники смогли получить ответы от 3110 преподавателей из почти всех регионов России.
Данные были направлены в Министерство просвещения РФ, где их приняли, предположительно наморщили носики и чуть позже выдали на всякий случай диаметрально противоположный вывод. Как уверяют в Минпросе: дефицит в педкадрах по России не превышает 1% вакансий для учителей и в городских, и в сельских школах. При этом констатируют, что профессия учителя становится для молодежи все более привлекательной и т.д., в том числе, что в вузы идут все более подготовленные абитуриенты (ЕГЭ рулит!).
Так кому же верить – ОНФ, который непосредственно опрашивал учителей или чиновникам, у которых всегда все хорошо? Давайте обратимся к виртуальному третейскому судье. Для чистоты эксперимента вообще представителя проправительственной партии.
— Некоторые педагоги уходят из школы прямо во время учебного года, не выдерживая высокой нагрузки, в том числе непедагогической, и низкого уровня заработной платы. И многие признаются, что отговаривают молодых учителей идти работать в школу, — это цитата 2018 года от заместителя председателя комитета Госдумы по образованию и науке Любови Духаниной.
Но то, что с педагогическими кадрами не все так безоблачно косвенно подтвердили и сами же минпросовцы. Главное российское образовательное ведомство направило в регионы свои комментарии о профстандарте к образованию учителей.
В ведомстве отметили, что при наличии среднего профессионального или высшего образования в своей предметной области учителю не обязательно иметь диплом педагога. Все, приехали! Не нужно обучаться методике преподавания предмета, особенностям работы с детьми, а просто приходить в школу с дипломом инженера и разъяснениями Минпроса и уверять, что тебе обязаны предоставить место учителя математики, потому, что ты ее сдавал, как основной предмет в институте.
Цель такого вольного подхода к профессиональным стандартам вполне понятна. В первую очередь, залатать дыры в, якобы, «бездефицитной» специальности учитель-предметник.
Только какие знания останутся у ребят при работе с такими преподавателями? Да и не в одном знании предмета дело, их как раз получат, если захотят и будут свободнее деньги. у репетиторов. Проблема в другом, учитель, ведь учитель учит не только складывать, умножать и читать формулы, а еще и другим моральным и человеческим ценностям.
Интересно, если не удастся, таким образом, утолить кадровый голод образования, что ждет дальше? Есть предпосылки, что в связи с послаблением миграционной политики в России, в школу начнут просачиваться мигранты из ближнего зарубежья. А что, есть диплом о высшем образовании и быстро испеченное российское гражданство, никто не вправе отказать выходцу из стран Средней Азии или Прибалтики в приеме на работу. Главное, в данном случае, абсолютно, не дети, а статистика по выполнению национальных проектов. Хорошие цифры, а не истина, которая закрыта ими. Кажется, что пройдет немного времени, и за положительной цифирью от Кремля и его ручных министерств тихо скончается сама Россия…
А. Мкртчян,
редактор «Пульс Дона»