Трагедия российского неба и земли

К глубокому сожалению, Следком России официально подтвердил гибель 41-го человека в трагедии, произошедшей 5 мая при возгорании и аварийной посадке самолёта Sukhoi SuperJet 100 в аэропорту Шереметьево.   Еще тяжелее и страшнее, что среди погибших — дети.

Нам всем нужно скорбить и плакать вместе с родственниками погибших.  Особенно тем, кто не дай Бог, виновен в аварии, если, конечно, не подтвердится, что в самолет попала молния. (Кстати, есть и другая версия. Авиаэксперты считают, что авария самолета из-за неполадки в электрооборудовании выглядит правдоподобнее версии о возгорании двигателя из-за попадания молнии)

Хотя это нисколько не смягчит горя близких и родных погибших и не поможет забыть страшные минуты тем, кто остался жив, но пережил ветер смерти.

Особого разговора и благодарности, заслуживают и те, кто спас большую часть пассажиров отечественного авиалайнера – экипаж, чрезвычайные службы, медиков, проявивших ответственный и высокий профессионализм.  В стране не так много осталось профессионалов, чтобы забывать о них.

А еще стоит, пожалуй, помнить, что мы слишком много потеряли за последние 25-30 лет и продолжаем терять, в том числе и в нашем гражданском авиастроении. На словах оно как бы есть, но оно по сравнению с эпохой советского самолетостроения, представляет больше видимость, да и как мы снова видим, сваливается в рискованную зону.

Тот же, авиалайнер Sukhoi Superjet 100 — вот уже много лет называют гордостью отечественного авиастроения, на него возлагали  большие надежды и власти, и представители гражданской авиации. Но майская трагедия в Шереметьево должна по логике вещей поставить крест на дальнейшей массовой эксплуатации SSJ100.

Хотя и массовости как таковой нет. Согласно плановой производственной отчетности  РФ еще 2007 года, до 2013 года планировалось выпустить 236 самолётов SSJ100. Но с первого года планы производство канули в небытие.

В 2012 году авиакомпании получили 8 самолётов, при запланированных 20—25. А всего по не очень точным данным SSJ100 произведено порядка 150 единиц, из которых летает … 118, несколько процентов от всех лайнеров российских авиакомпаний. И на эти 100 с копейками единиц за семь лет эксплуатации приходиться 29 официальных происшествий,  две аварии, включая нынешнюю, с большим количеством погибших.

Дело не в том, что сама авиамашина плохая или российские летчики не умелые. Проблема лежит гораздо глубже, хотя о ней все знают. Все сегодняшние проблемы России лежат в плоскости реализации, доводки проектов и организации их эксплуатации, а также недостатке контроля. Кроме того, отечественная промышленность, а вернее ее жалкие остатки не могут обеспечить конкурентоспособное производство как полностью российских образцов гражданской техники, так и ее комплектующих.

Тот же Sukhoi Superjet 100  в большей части собирается из импортных комплектующих, в лучшем случае, изготовленных совместными предприятиями.

Сверху всего вообще главная проблема – растущая как снежный ком коррупция, которой пронизаны все сферы экономики и социализма России.

В родственной авиастроению отрасли – космической  — только за последние два года, и  только счетная палата России найдено воровства бюджетных денег на сумму пресыщающую миллиард рублей.

О том, что на предприятиях «Роскосмоса» и «Ростеха» похищено более 1,6 миллиарда  рублей, выделенных в 2018 году на модернизацию производственной базы и создание новейших перспективных разработок вооружения, заявил в докладе для Совета Федерации генпрокурор РФ Юрий Чайка.

Совсем недавно возбуждено уголовное дело по факту в хищений на 500 миллионов рублей в отношении одного из высокопоставленных сотрудников «Роскосмоса».

Достаточно официальной информации и о злоупотреблениях в системе «Объединённой авиастроительной корпорации» (ОАК).  Например, в 2016 году несколько действующих и бывших топ-менеджеров ПАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» были задержаны по делу о мошенничестве в особо крупном размере на 21 миллион рублей.

В 2011 году признаки хищения бюджетных средств были отмечены в Ульяновском училище гражданской авиации, где по цене, вдвое превышающей рыночную, Росавиацией было закуплено шесть австрийских самолётов Даймонд DA42 для учебного процесса.

Кстати, несколько лет назад, примерно в 2012-13 года были вскрыты хищения в Комсомольске-на-Амуре на  авиационном производственном объединении, выпускающем … Sukhoi Superjet 100. Между прочим, прямые хищения металла, вывозившегося с завода в виде отходов и заготовок.

Похоже, мы доворовались и дооткатывались до ручки. И теперь отвечаем за это трагедиями и болью, отставанием от мира в качестве и инновациях.  Вот только, кто остановит цунами расхищения? Сегодняшняя власть этого точно не сделает, у нее получаются лишь законы о суверенном интернете и замалчивании критики в сторону себя любимой. Может потому, что ее топовые представители тоже встроены в общую схему? Или они слишком заигрались в оптимизм и не хотят портить себе настроение, оставляя боль и слезы другим.

А. Мкртчян,

редактор «Пульс Дона»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *