Рабочий ритм сельской весны

НА машинном дворе восьмого отделения ООО «Агрофирмы «Целина» нет особой суеты. Стоят ждут своего часа, который придет еще не скоро – в середине лета — несколько комбайнов. Сейчас время других сельскохозяйственных машин, в том числе опрыскивателей, два из которых – самоходные «Кейсы», готовятся для обработки гороха препаратами против сорняков.

А еще с утра они работали на полях с зерновыми. Соответственно, «Кейсы» почистили, промыли после тех гербицидов и механизаторы ждут распоряжения на движение.

Один из этих опрыскивателей закреплен за Сергеем Самодуровым, который только в прошлом году официально был принят на работу в Агрофирму, но сейчас один из лучших на уходной технологической операции. По крайней мере, его фамилия была названа управляющим отделением Александром Гуляевым, наряду с его коллегами по механизаторскому «цеху» — Владимиром Богдановым и Валерием Варданяном.

Впрочем, новичком его назвать трудно. Начинал он работать на этих полях давно – еще будучи пятиклассником убирал хлеба с отцом на комбайне.

А сейчас, так получилось, что закрылась организация, в которой до этого трудился, — рассказывает Самодуров,пришел в прошлом году наемным комбайнером на «Торум», так и остался, потом написал заявление и меня зачислили в штат.

Сергей Самодуров

В эту весеннюю полевую кампанию Самодуров сеял горох,  а  теперь будет вести защитные работы на нем. Летом эти  поля, возможно,  будет обмолачивать на «Торуме», который за ним закреплен.

Кстати, вот еще один плюс крупных аграрных предприятий – социальная составляющая, — люди, если они неплохие профессионалы, получают дополнительный шанс на постоянную работу и стабильный заработок, не уезжая из села, от своих истоков.

Мужчины остаются и выполняют привычную сельскую работу – пашут, сеют, собирают урожай, который сейчас, в эту весеннюю пору закладывается и формируется, с самого первого дня полевых работ.

ОНИ начались вообще-то достаточно   рано, еще зимой.  В этом году выпали можно сказать классические   «февральские  окна».

В агрофирме к ним были готовы и успели до 22 февраля полностью сделать подкормку озимой пшеницы аммиачной селитрой по всей площади, превышающей 20 тысяч гектаров и посеять большую часть ярового ячменя и зернобобовых.  Потом был небольшой перерыв и к 8 марта закрыли  весь клин ранних  яровых культур – 2 700 гектаров ячменя, более 2 тысяч гороха, 158 гектаров овса.

Пусть весенний сев нельзя сравнивать с осенним по объёмам, но ответственности и требований на нем не меньше. Да и точность в соблюдении сроков тоже момент немаловажный.

Так что были задействованы 9 «джондировских» посевных комплексов, агрегатированных все с теми же основными импортными тракторами.

Одновременно шла подкормка аммиачной селитрой, вносили которую, исходя из предшественников: по парам — 150 килограммов в физическом веществе, по  зернобобовым 170  килограммов, подсолнечнику – 200, — по зерновым – 250.

— Озимая в этом году из зимовки выходила не  в очень хорошем состоянии, — отмечает главный агроном хозяйства Владимир Забураев. —  На сегодняшний день ситуация уже нормальная. Здесь свою роль сыграла и вовремя сделаная первая подкормка селитрой, и природный фактор. Весна выдалась хорошей в плане осадков. Теперь нужно тепло.

Погода, как это часто бывает, этой весной и помогала, а где-то и разрывала ритм полевых работ или усложняла выполнение технологических операций.

Например, если днем удавалось одновременно за один проход вносить гербициды и жидкие комплексные удобрения — карбидно-аммиачную смесь (КАС), то ночью из-за резкого падения температур, вплоть до заморозков, заправляли опрыскиватели только КАСом.

И все-таки эти работы также близятся к завершению. Причем, это уже второе внесение карбидно-аммиачной смеси. Схема уже отработана. В первую подкормку кормили по таким предшественникам, как горох и пары по 30 килограммов на гектар, по колосовым и пропашным – по 66 килограммов. Во второй подкормке нормы расхода были чуть поменьше – по тем же зерновым и пропашным по 50 килограммов, по гороху и парам не вносили ничего. Экспресс-анализ показал, что питательных веществ на этих полях достаточно.

Больше уже кормить не будут. Теперь продолжится  мониторинг на проявление  болезней и вредителей. Например, их признаки выявили и обрабатывали озимую пшеницу в районе Среднего Егорлыка.

ЗАВЕРШАЕТСЯ и сев  подсолнечника. 5 пропашных сеялок точного высева — 3 «джондировских, и 2 Плантера агрегатированные с  четырьмя тракторами «Джон Дир» и одним  МТЗ на 24 апреля успели заделать семена это технической культуры на 7 147 гектарах из плановых из девяти тысяч.

В районе Журавлевки этим видом работ занимается экипаж в составе Александра Сысоева, Владимира Бавина и Игоря Крылова.

Игорь Крылов

24 апреля в дневной смене работал Игорь, механизатор с 27-летним стажем, в том числе 10-летним именно в ООО «Агрофирма «Целина». Интересно, что все трое когда-то были в одно и тоже время механизаторами в колхозе имени Мичурина, расположенном на этих полях и позже по причине банкротства, ставшего, если можно так сказать, частью агрофирмы.

Крылов, когда перешел в ООО сначала получил МТЗ и комбайн «ДОН-1500Б», а потом его перевели, соответственно,  на «Джон Дир» и «Кейс», в один экипаж  с Сысоевым и Бавиным.

Они были одними  из первых в хозяйстве, кто стал совмещать  во время уборки работу и на тракторе, и на комбайне.

Эти напряженные две-три недели придут в июле. Сейчас же задача одна – успешно завершить сев и другие виды полевых работ к 1 мая. Цель вполне выполнимая. Если, конечно, не вмешается погода.

Но, увы, а, может быть, и к счастью, что в природным процессом не могут распоряжаться растениеводы и руководители. Зато все, что в  их силах и соответствует возможностям и поставленным задачам  они стараются продумать и сделать. Допустим, апробировать и использовать востребованные, современные технологии:

— Подсолнечник весь сеем «под экспресс». В данном случае, «почвеник», почвенный гербицид, не вносится. Но сеем с удобрениями, под  посев вносится 100 килограммов сложных минеральных удобрений. После сева ведем довсходовое боронование, — поясняет главный агроном хозяйства и добавляет. – В прошлом году весь подсолнечник также сеяли  по этой технологии. Единственное отличие — тогда использовались гибриды двух брендов «Пионер» и «Сингента». В этом  купили только «сингентовский» «Сумико». У него в прошлом году оказалась урожайность выше на 2 центнера, чем у остальных.

Понятно, что при том отношении к экономике и точному расчету руководителя ООО «Агрофирма «Целина» Виктора Васильевича Бородаева, данная технология выбрана из-за ее меньшей затратности по сравнению с традиционными технологиями возделывания подсолнечника.

Так же, по причинам экономическим, до «исторического» минимума сокращены посевные площади зерновой кукурузы.  До 497 гектаров. Увы, который год на Дону   оказывается не кукурузным. И, понятно, что смысла сеять культуру, чтобы получить нерентабельную урожайность или вообще актировать посевы, — нет.

На первый взгляд это важные составляющие сугубо производственного процесса. Но у них, пожалуй, есть и другой слой, более глубокий подтекст, социально-ответственный.

Технологии, успешная экономика меняют не только и не столько благосостояние каждого конкретного человека, но и его мировоззрение, в том числе отношение к профессии, к своему месту в жизни, к мировосприятию.

Возможно, и поэтому село живет. Может быть не в том формате, несколько по-другому, если сравнивать с далеким-близким колхозным советским прошлым и, тем не менее, живет. Растут объёмы произведённой продукции, по-прежнему продолжается обновление технического парка, да и вообще многого другого.

Да, есть и те моменты, что остро цепляют за сердце, как умершие, заброшенные села. Но земля, пашня вокруг них не пустует, а год из года дает урожай. И. главное, что на ней продолжают работать люди – в эту весеннюю полевую кампанию, в грядущую жатву, в этот и будущие сельскохозяйственные годы.

Д. Клименко.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *