Помнить блокадный Ленинград…

Все сбудется – мы встретимся с тобой…

Над нами вскинет парус голубой

безветренное солнечное небо.

И, радуясь блаженству тишины,

мы вспомним о смертельных днях войны,

о черствой корке ладожского хлеба.

(И. Авраменко)

 

 

 

27 января 2019 года Санкт-Петербург и вся Россия будут отмечать памятную дату – день прорыва блокады Ленинграда.  «Январь был очень тяжёлым. Я лежал в кровати, о чём-то думал, больше о еде («Ну как я мог не любить манную кашу!»). Появились вши. Беспокоили, кусали. Я как-то равнодушно отлавливал их, давил. Мама спохватилась, добыла воды, нагрела, вымыла, переодела. Надо особо сказать о маме – её характер спас нас обоих. Она установила жёсткий режим – нашу жалкую норму еды она делила на завтрак, обед, ужин. Хоть по кусочку, но три раза в день, не забегая вперёд. Многие погибли из-за нетерпения к голоду – умудрялись забирать по карточке хлеб «вперёд», а потом – ничего. Уже в ноябре 1941-го она обменяла всё, что было у нас, ценившегося в те времена, на еду.»

Это отрывок из воспоминаний Бориса Ивановича Кузнецова, опубликованных на одном из литературных порталов Рунета, его сыном.

А вот это из «Блокадной книги» Алеся Адамовича и Даниила Гранина, так вспоминала блокаду Елена Михайловна Никитина:

«Есть приходилось что попало. Помню, приходила домой, и мне так хотелось кушать! Я жила тогда на улице Войтика. У меня там дрова лежали около печки, полено или два. И вот я взяла это полено (сосновое, помню) и стала грызть, потому что молодые зубы хотели что-то кусать. Есть хотелось страшно! Вот грызу, грызу это полено, смола выступила. А этот запах смолы мне какое-то наслаждение доставлял, что хоть что-то я погрызу. Надо было что-то кушать, иначе неминуема смерть от голода, а это еще хуже, чем от обстрела. От голода очень тяжелая смерть».

Это было и это нужно помнить. Помнить, как часть своей истории, как самую заветную грань человеческого подвига. Ведь героизм – это не только бороться с врагом в открытую, но и так – оставаться несломленным и поднимающимся вопреки непреодолимым обстоятельствам, вопреки постоянным обстрелам и терзающему чувству голода и холода.

872 дня и ночи продолжалась блокада Ленинграда, по некоторым оценкам в годы блокады погибло до 1,5 миллионов человек, самой жестокой и голодной была зима 1941-42 года, и в эти зимние месяцы некоторые категории ленинградцев получали 125 граммов хлеба на сутки. 125 граммов!

Это цифры, которые навсегда должны остаться в нашей истории, как и другие, показывающие не только запредельное терпение и желание жить, но постоянные примеры самопожертвования  в обычных делах и поступках.

И есть другие цифры, которые нужно помнить, чтобы оценить волю и веру в окончательную победу Советской армии над врагом:

—  от 300 до 700 жителей Ленинграда сдавали ежедневно кровь для раненных бойцов,

—  в блокадные годы  в Ленинграде  работало порядка 50 предприятий, производивших вооружение и боеприпасы. Выпускались танки, артиллерийские орудия, миномёты, пулемёты, автоматы, снаряды, мины — около 100 видов оборонной  продукции; например в условиях войны и блокады Адмиралтейские верфи сдали флоту 7 подводных лодок, 22 катера типа МБК, 48 морских охотников, 116 самоходных плашкоутов, 5 судоподъемных понтонов грузоподъемностью 200 т. На заводах было переоборудовано и отремонтировано более 260 кораблей и судов. Женщины и дети, заменившие у станков мужчин, изготовили для нужд фронта около 3 000 комплектов тралов, 8 000 патронов для тралов, 120 000 морских мин МШ-120, 300 якорных мин, 1 500 минометов МБ-82, 30 000 металлических и саперных лопат, 900 буев для тралов, 91 комплект параванов, 80 000 корпусов снарядов, мин, авиабомб, 18 300 единиц деталей для танков.

— в блокадные годы 9 августа 1942 года впервые в Ленинграде прозвучала седьмая «Ленинградская» симфония Дмитрия Шостаковича (музыку которого так хотело бы изъять и заменит на рэп в дестких школах исскуств поколение младочиновников 21 века из современной России.

— несмотря на суровые условия блокады, весной и летом 1942 года была возобновлена работа большинства научных медицинских обществ Ленинграда. Так, 26 апреля 1942 года после недолгого вынужденного перерыва в работе вновь продолжило свою деятельность в Ленинграде и Советском Союзе Хирургическое общество Н.И. Пирогова, а 12 мая 1942 года впервые после начала блокады собрались члены Терапевтического общества им. С.П. Боткина.

— во время блокады в Ленинграде оставалось почти 400 тысяч детей школьного и дошкольного возраста. Уже в конце октября 1941 года около 60 тысяч школьников 1-6 классов приступили к занятиям в помещениях бомбоубежищ образовательных учреждений и домохозяйств, а чуть позже, в ноябре, за парты 103 ленинградских школ сели свыше 30 тысяч учеников старших классов. И даже в самые тяжелые зимние дни к декабрю 1941 года работать продолжали 39 школ Ленинграда. Уроки длились не более 25 минут – не выдерживали ни учителя, ни школьники. Практически никаких записей не вели, так как замерзали чернила и худые детские ручки. Не было электричества, не ходили трамваи, замёрз водопровод. Педагоги на санках возили воду, добывали топливо, следили за порядком и чистотой в классных помещениях.

Это нельзя забыть. И, Слава Богу, мы помним все в год 75-летия прорыва блокады Ленинграда, который отмечается 27 января 2019 года. Мы, простые люди, помним, но чиновники и высшее руководство очень своеобразно относятся к памяти. На словах – да, они все помнят, а на деле Санкт-Петербург уничтожается, как и вся России. В первую очередь, это касается промышленного потенциала спасенного и работавшего в годы блокады.

За последние 25 лет под лозунгом вывода промышленности из центра Петербурга, по данным Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга уничтожено около 300 крупных промышленных предприятий и порядка 500 средних и мелких.

Есть вопросы у бывших блокадников и к той программе мероприятий, которая пройдет 27 января 2019 года. Опубликовано это мнение в MK.RU

«Еще в ноябре прошлого года группа общественных деятелей, депутатов, историков, ученых, ветеранов-блокадников подписала обращение к исполняющему обязанности петербургского губернатора Александру Беглову с призывом отказаться от проведения парада:

«Намеченное мероприятие, по нашему глубокому убеждению, абсолютно неадекватно скорбному смыслу той памяти, которую несет в себе мемориальная дата 27 января. Да и о каком праздновании, о каком «торжественном марше» вообще может идти речь, когда государство не выполнило перед городом главной обязанности: не назвало истинное число жертв блокады, не поименовало каждого погибшего ленинградца, среди которых было большое число детей? О каком праздновании можно говорить, когда до сих пор не поименованы все воины, павшие в битве за Ленинград? Не только не поименованы, но и не захоронены… Следует отказаться от идеи проведения военного парада в День блокадной памяти и скорби».

Судя по комментариям в Сети, у этого мнения немало сторонников. Вот лишь некоторые их высказывания:

«Подписываюсь под этим обращением! Моя прабабушка умерла в блокаду, а выжившие чудом родственники хранили скорбную память. В их память не нужно бряцать оружием».

«Я как дочь блокадного школьника, внучка блокадницы и воина Советской армии, павшего в боях за родной Ленинград, также считаю неуместной всю эту бравурную показуху. Да, блокада была снята. Но какой ценой!!! Город и после войны жил впроголодь, пережившие блокаду уже никогда не смогли восстановить здоровье!.. Лучше бы эти деньги пустили не на парад, а на что-то стоящее — вылечили бы наконец всех детей, которых показывают по ТВ-каналам. А мы, потомки блокадников, всегда будем помнить три эти даты: 8 сентября, 18 января и 27 января. А кому они ничего не говорят, так и парады не помогут…»

«Праздновать окончание блокады сегодня — нелепо. Бравурные марши и парады были своевременны в военные годы. Лично мне обидно, что о трагедии наших предков говорят и пишут все короче, как бы для протокола, а празднуют и веселятся со все большим размахом».

Может быть, действительно, для того, чтобы помнить, не нужно устраивать парады, а просто найти искрение и идущие от  сердца слова и дела?

А. Мкртчян,

редактор «Пульс Дона»

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *