«Мы ушли в этот день… И забрали на вечную память….»

15 февраля – день вывода войск из Афганистана

Мимо той войны из поколения, родившегося во второй половине 50-х и в 60-х годах 20 века,  удалось пройти не всем. Кому-то повезло служить срочную в Союзе, кому-то в группах войск в европейских странах. Но многим пришлось отдавать свой долг родине в горах и песках далекого Афганистана.

Хотя официально, вначале войны и не было. Газеты, радио и телевидение весело и бодро информировали о добросовестном исполнении нашими солдатами и офицерами своего интернационального долга, рассказывали о школах и детских садах, отстроенных шурави и демонстрировали мирные картинки, на которых советские солдаты и афганские дехкане сажали деревья и рыли арыки…

Но слухи просачивались – о цинковых гробах, прибывших оттуда, о знакомых, демобилизовавшихся оттуда и рассказывавших о совершенно другой стороне «мирного интернационального долга».

А потом по стране разнесся «Черный тюльпан» А. Розенбаума, первые песни «Голубых беретов», вышли из печати «Цинковые мальчики» Светланы Алексиевич. Хотя на взгляд Владимира Григорьевича Емцева, участника боевых действий в ДРА как раз в середине 80-х эту отдушину пришлось властям приоткрыть потому, что в мире и, конечно же, в СССР узнали о восстании советских военнопленных в пакистанской крепости  Бадабере:

— В те годы об Афганистане особо не говорили. Мы оказывали там помощь и выполняли свой интернациональный долг. И все. Впервые правда громко прозвучала, если я не ошибаюсь в 1985 году, когда наши военнопленные подняли бунт в лагере на территории Пакистана.

И вот тогда, наконец-то, стала открываться правда об Афганской войне. Настоящая. правда, увиденная и пережитая солдатами, офицерами и прапорщиками.

И она  дополняется постоянно открывающимися архивами, а, главное, воспоминаниями участников тех событий. И если представить то десятилетие в виде текста, то дописывается он кусочками, дополнениями по всей рукописи.

Для истории, особенно для такой, как боевые действия советских войск в Афганистана, важна каждая деталь, имя каждого ее участника.

В Целинском районе на сегодняшний день  проживает около 60 воинов-интернационалистов,  и сегодня, в 30-летнюю годовщину вывода советских войск из Афганистана давайте посмотрим на те годы глазами и переживаниями четырех  ее участников Владимира Григорьевича Емцева, Сергея Александровича Батура, Григория Ивановича Голубева и  Владимира Викторовича Семикина.

 

Жара, песок, Афганистан, а было им по восемнадцать

 

Жизнь швырнула в военные будни.

И в далёкий Афган

Попросила поехать страна.

Если честно, то мы

И не знали, что делать там будем,

И не верилось нам,

Что работой здесь станет война.

(С. Антонов «Ангел-хранитель»)

 

Афганская война или как ее иногда называют советская война в Афганистане — военный конфликт на территории Республика Афганистан между правительственными силами Афганистана при поддержке Ограниченного контингента советских войск с одной стороны и вооружёнными формированиями афганских моджахедов («душманов») продолжалась в течение 10 лет. Советские войска введены в Афганистан 14 декабря 1979 года.  В город Баграм был направлен батальон 345-го гвардейского отдельного парашютно-десантного полка для усиления батальона 111-го гвардейского парашютно-десантного полка 105-й гвардейской воздушно-десантной дивизии, который с 7 июля 1979 года охранял в Баграме советские военно-транспортные самолёты и вертолёты.  За время войны в Афганистане в составе ограниченного контингента советских войск в общей сложности служило более 620 тысяч военнослужащих.

Владимир Емцев: —  В армию меня призвали не со своим годом. Когда исполнилось 18, я учился в ДСХИ. После окончания института месяц отработал по распределению в Рязанской области. А потом пришла повестка, состолась медкомиссия и попал на срочную службу. Это была осень 1982 года. Сначала было шесть месяцев учебки в Белоруссии. И мы уже знали, что ждет нас прямая дорога в ДРА. Каждую неделю вывозили на стрельбы. И стреляли мы не просто из автоматов Калашникова, но и из гранатометов АГС-17, противотанковых гранатомётов, совершали 15-20 километровые марш-броски.

Мы тогда были максималистами, были воспитаны по -другому. У меня никогда не было мысли, что я не должен служить. В тот период времени – в Советском Союзе это была почетная обязанность каждого здорового мужчины, отдать свой долг согласно конституции, согласно воинской присяге.

Поэтому я не задумывался, что не должен служить, где буду служить. Не было никаких проблем. Не было никакого страха.

Мы, конечно, между собой шептались, надеялись, что останемся в Союзе, но все было, так как и планировалось. После окончания учебного подразделения нас погрузили в самолет  и отправили на пересыльный пункт в Ташкент. Оттуда на электричке в город Чирчик, станция Азадбаш.

Так, 29 апреля 1983 года я уже был на территории республики Афганистан. Из Кабула на вертолётах нас перебросили в Баграм, распределили по подразделениям и началась моя служба в Афганистане в войсках ВДВ, которая продолжалась до 24 апреля 1984 года.

Тогда я и мои друзья по призыву увидели всю картину. Поняли, что это уже не шутки и осознали, что нас не зря гоняли на полигонах.

Оказалось, что и этого было мало, молодежь закрепили за старослужащими. И они нас учили искусству воевать в горах, в жаре, на песке.  

 Сергей Батура: — В Целинском районе живу с 1975 года, переехал в Степное с родителями из Сальского района. В 1980 году после окончания школы, от военкомата направили учиться на водителя в Средний Егорлык.

А уже весной 1981 года получил повестку в армию. Нам сначала говорили, что мы пойдем служить в западные группы войск – Германию, Чехословакию, Польщу.

Из Батайска нас оправили в учебку в Майкоп и  сразу пошли разговоры, что нас готовят в Афганистан. Даже в Ленинской комнате висел портрет замполита, Героя Советского Союза, подорвавшего себя вместе с душманами гранатой.

Через два с половиной месяца, в   июне, мы были в Кандагаре. Распределил в РМО – роту материального обеспечения — и служил я там до 25 июня 1983 года.

Первое впечатление об Афганистане – другой мир, вокруг пустыня, все выжжено. Все время был водителем. Наш маршрут был Кандагар-Кушка. Это самый южный населенный пункт Советского Союза. Дважды в месяц мы возили по этой дороге на «Уралах» боеприпасы, продовольствие, стройматериалы. Все два года провел в машине в обнимку с автоматом.

 

Кто сказал, что мужчинам не страшно?

 

С Кушки до Шинданда, как прогулка,

Но потом бетонка в Кандагар.

Подвывают двигатели гулко.

Мы готовы отразить удар.

Элеватор, танк подбитый, площадь.

По одной машине – жми на газ.

Ветер за стеклом флажок полощет.

Ну, давай, водила, ждут ведь нас.

(С. Антонов «Наливники»)

По состоянию на 1 января 1999 года безвозвратные потери в Афганской войне (убитые, умершие от ран, болезней и в происшествиях, пропавшие без вести) оценивались следующим образом: Советская Армия — 14 427; КГБ — 576 (в том числе 514 военнослужащих погранвойск); МВД — 28. Всего — 15 031 человек. За  время военных действия в ДРА в ограниченном контингенте советских войск 53 752 человека было ранено, контужено и травмировано, 415 932 человека  заболели таким тяжелыми инфекционными заболеваниями, как гепатит, тиф и другие.

Григорий Голубев. – Призвали меня в Советскую Армию в 1981 году, в этом же году направили служить в Афганистан  в Кандагар. Сначала я попал в автороту. Офицеры узнали, что в детстве занимался музыкой и майор, руководитель оркестра, забрал меня к себе. В Афганистане не служили профессиональные музыканты, вот и собирали музыкальные коллективы из таких как я музыкантов-любителей.

Но через какое-то время меня перевели стрелковую роту. Последние полгода служил уже на точке боевого охранения. Демобилизовался в июле 1983 года. Несколько месяцев переслужил, долго ждали замены, а элеватор охранять нужно было.

Сергей Батура. — Первое время было спокойно, и я даже не понимал, что на войне. Так было около полугода. А потом в один из рейсов, впервые наша колонна попала под нападение духов. Где-то в стороне как обычно шла стрельба. Впереди меня ехал Пашка Горбушин. И вдруг в  его машину, груженную продуктами, попадает граната из гранатомета и не разрывается. Мы потом смотрели – она попала в свежемороженую рыбу.

Смотрю чуть в сторону, а рядом со мной в обочине разрывается еще одна граната. Чуть выше и рванула она бы в моей кабине. И вот тогда я понял, что такое обстрел. Ноги сразу же затряслись от страха.

Но колонна продолжает идти вперед, а там, в буквальном смысле шквал автоматного огня, горит машина. Дальше проезжаем, стоит еще одна подбитая  машина. Из-под обстрела выбрались, остановились, начали разбираться – кому куда попало. У всех были какие-то повреждения – у кого скаты пробиты, кому по бортам досталось. На моей машине ни царапины. Повезло.

 Ротный спрашивает – Батура у тебя нормально?  Будем вытаскивать подбитый «Урал».

А так было все: и под колесами лежал с автоматом, и на мине подорвался недалеко от Кандагара. Прислали танк – машину прицепил к нему, я сел на башню, вернулись в бригаду, сделали грузовик и снова в рейс.

Владимир Емцев. Там доставалась практически всем – душманы регулярно обстреливали и военные городки, и прилегающие территории. Особенно часто взрывали топливопроводы, которые шли из СССР в ДРА через перевал Саланг. За период службы приходилось выполнять различные поставленные боевые задачи. Это и охрана колонн, направлявшихся в Союз и из Союза, выезжали на точки, охраняли определённые участки.

Довелось мне побывать и в Панджерском ущелье, часто приходилось бывать в Чарикарской зеленке. Это была территория ответственности нашего полка. Там, очень часто фиксировались вылазки душманов. Недалеко был наш аэородром и моджахеды могли поразить наши самолеты. Шли, «зачищали» зеленку. Кроме того, приходилось бывать по роду службы и в Кабуле, летали в Кандагар. Был в Джелалабаде. Последние три месяца исполнял обязанности старшины роты, мой предшественник погиб на боевых. Думал, что из-за этого задержат, но повезло, из Союза прислали прапорщика, которому я сдал дела и уже 24 апреля 1984 года я был дома.

 

Опять придет заснеженный февраль

 

Седую пыль дорог Джелалабада

К родному пограничью я принес.

Здесь отряхну чужого ей не надо,

Земле, меня заждавшейся до слез.

 

Десять лет, тысячи погибших, миллиарды вложенных в чужую страну бюджетных рублей (по оценкам экспертов, ежегодные затраты на ДРА составляли 3,8 миллиарда долларов США). Да и не могло продолжаться это вечно.

 К тому же СССР волевыми решениями ее первого Президента разваливался на глазах. Официальное заявление М. Горбачева о выводе войск СССР из Афганистана прозвучало в декабре 1987, а 14.04.1988 г., в Женеве был подписан договор.

Выход войск, согласно достигнутым договорённостям, происходил в 2 этапа – с 15.05.1988 г. до 15.02.1989 г. (в соответствии с планом утверждённым Министром обороны Д.Т. Язовым). В это время численность ОКСВ в регионе составляла 100300 человек.

План был выполнен. 15 февраля 1989 года долгожданный вывод советских войск из Афганистана был закончен. С утра, через мост «Дружба», проследовал командующий 40-й армии генерал-лейтенант Б. Громов, замыкающий выход войск из страны.

Одним из тех, кто принимал непосредственное участие в последнем этапе был Владимир Семикин, на тот момент старший прапорщик в авиационных частях:

— Я находился в Афганистане с 1987 по 1989. В 1987 году часть подняли и мы приземлились.  Служил в авиации, в отдельной разведывательной эскадрилье. По штатному расписанию являлся техником  группы,  отвечал за средства покидания самолета, проще, говоря отвечал за исправность кресла летчика. Мы уходили одними из последних, так как самолеты нашей эскадрильи вели постоянное воздушное сопровождение, выходящих из Афгана колонн.

Для многих, правда, эта война осталась позади раньше официального вывода советских войск из ДРА. Отслужив срочную, каждый год возвращались домой дембеля из Афгана. Но не все. Около 120 человек призвали в войска ребят из Целинского района. Пятерых из них домой привезли в цинковых гробах.

А те, кто приходил на гражданку, внешне ничем не отличались от других парней и мужиков.

В.Г. Емцев продолжил работать по специальности ветеринарным врачом, позже был главой администрации одного из сельских поселений района, сейчас главный ветеринарный специалист Управления ветеринарии Ростовской области.

В. В. Семикин после выхода из Афганистана, продолжил службу в Грузии, Забайкалье, откуда уже вышел на пенсию и вернулся в Целинский район.

Сергей Батура – А я вернулся домой в Степной, месяц погулял и вышел водителем на работу в колхоз имени Карла Маркса, сейчас также работаю шофером в ОАО «Агрофирма «Целина».

Понятно, что это внешняя сторона любого из нас – дом, работа, семья.   А вот что было в душе и на сердце? Внутрь человеку не заглянешь, пока он сам не откроется.  Но, полностью открыться они, наверное, могли только в своем кругу, который становится все меньше и меньше.

Владимир Емцев. Когда бывших воинов-интернационалистов  собрал Целинский РК ВЛКСМ, тогда первым секретарем был Александр Станиславович Евтушенко, на встрече было более 120 человек. Сегодня, всего через 30 лет осталось около 60 человек. Очень многие ушли из жизни. По разным причинам, но процент все-таки слишком высок для нашего возраста.

Мы общаемся, встречаемся, знаем семьи друг друга, крестили детей, стали кумовьями, друзьями. В 1989 году, 15 февраля нас тоже тогда собралось человек 40 ребят – мы радовались и  плакали, что все закончилось.

Встретятся афганцы, непременно, и в этом году, именно в этот день. Обязательно побывают на могилах погибших, обнимут родителей и родственников тех, кто навеки остался молодым, погибнув  в горах и пустынях далекой страны. Война стала для них вечностью, как и для их родителей, которые, наверное, и сейчас не смирились с тем, что их мальчишек забрал Афганистан. Для них Советская война в Афганистане будет саднит болью всегда и только потому никогда не закончится. И есть еще одна причина для того, чтобы считать ее летопись оконченной

Владимир Емцев.Принято считать, что с уходом генерала Громова ушел последний советский солдат. Это не так, неправильно. Потому что там еще остались наши пленные, там до сих пор поднимают останки тел погибших солдат, которые не хотели сдаваться в плен, и есть еще те, кто числится без вести пропавшими. Мало кто знает, что там работают российские поисковики и поднимают на местах боев погибших ребят. Вот когда станет понятна судьба всех без вести пропавших, когда найдут последнего погибшего, тогда можно будет говорить, что война окончена и с территории Афганистана ушел последний советский солдат.

Те, кто прошел ту войну, имеют полное право так думать и говорить. У остальных тоже есть право – помнить и молча поклониться… И, не только тогда, когда приходит заснеженный февраль, 15 число этого зимнего месяца – День вывода войск из Афганистана.

Д. Клименко,

Целинский район. Ростовская область

На фото слева направо — Владимир Семикин, Григорий Голубев, Владимир Емцев, Сергей Батура.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *