Ни к селу, ни к городу. В Правительстве РФ констатируют, что смертность сельских жителей выше, чем горожан

Так хочется взять иногда с собой в автомобиль хотя бы одного из федеральных чиновников высокого ранга, вывезти в любой небольшой хутор или деревню и…

Нет, не оставить его посреди пустоши или на грунтовой дороге после дождя, хотя, может быть, так было по справедливости, а пока лишь дать возможность пообщаться напрямую с пожилыми людьми, которые живут на пенсию, что Чубайс назвал недавно чуть ли не непомерно высокой, с молодежью, для которой не только полностью   заблокированы социальные лифты, но и нет даже мизерных шансов на работу рядом  с домом.

Вряд ли бы чиновников пробило на жалость или  сочувствие, но они возможно потом бы постеснялись строить несбыточные планы на основе абсурдных пасторальных мифов о жизни в российской глубинке.

Или хотя бы не открывали для себя удивительные на их взгляд вещи, как, например, вице-премьер российского Кабмина Татьяна Голикова. Во время своего выступления на «парламентском часе» в ГД РФ она привела «напугавшие» чиновников данные (которых они, оказывается, не знали!), что более чем в трети российских регионов есть устойчивая тенденция – селяне умирают чаще, чем городские жители на 14 процентов. И живут селяне на два года меньше в среднем, чем россияне-горожане.

Казалось бы, вот оно, наконец, после стольких лет раскрылись глаза у министров медведевского правительства, но последовавший вывод заставил оптимизм подувянуть.

Он был следующий – все дело только в разном уровне доступности медицинской помощи в городе и на селе. Увы, это так, но это лишь видимая часть айсберга проблем, с которым столкнулась вся Россия, в том числе и сельские территории, отчасти и от некомпетентности самого правительства.

Да, и решить даже эту проблему очень сложно. Вернее ее никто не собирается решать. Одними нацпроектами здесь не обойдешься, ведь не во всей российской медицине наблюдается системный кризис: невысокий уровень оплаты труда, кадровый голод на врачей и средний медицинский персонал, выходящая за сроки амортизации инфраструктура.

При этом в одном месте устанавливают ФАПы, а в другом закрывают участковые больницы, продолжаются проблемы с неправомерным завышением стоимости закупок по госконтрактам.   Вон, в Курганской области врио Губернатора при тотальной проверке обнаружил и такие факты, а еще и узнал, что зарплаты бухгалтеров в местных ЦРБ оказались выше, чем доход докторов, работающих на двух-трех ставках.

Но не только с медицины связаны демографические и гендерные проблемы села. Оно ведь давно вытолкнуто на обочину государства именно из-за того, что людям здесь негде работать и получать достойную стабильную зарплату.

Технологическая революция в растениеводстве с приходом более мощной сельскохозяйственной техники требует все меньше механизаторов и водителей. Соответственно, уменьшается и количество рабочих мест.  Не могут иногда найти работы и агрономы с инженерами, не говоря уже о зоотехниках. Уничтожен по большому счету и престиж всех сельских профессий.

Давайте будем честными и в других аспектах. Например, в том, что наиболее пассионарная и образованная, имеющая потенциал, молодежь уезжает в мегаполисы для реализации своих желаний и возможностей. В селе остаются, в лучшем случае, добротные ремесленники и исполнители, но не креативщики и таланты.

Посему попытка нивелировать демографическую яму деревенской обители обречена на провал. Отток будет продолжаться, как и увеличиваться смертность на фоне системной неустроенности, депрессивного состояния граждан, их заниженной, в том числе отношением федеральной власти, самооценки.

И вряд ли вроде бы напуганное шокирующей для них статистикой правительство будет принимать кардинальные прогрессивные меры по исправлению ситуации на селе. Это слишком затратный и долгий путь.

Скорее всего, поговорят и перестанут, а проблему будут решать локально, косметическим, спринтерским статистическим рывком. Допустим, с привлечением русско- и не очень говорящих мигрантов. Не зря же, разрабатываются программы по привлечению такой категории неороссиян.

Так что, возможно, в обозримом будущем некогда русские села будут иметь китайские, таджикские, узбекские, а возможно, и, арабские, корни. А вот эти избиратели будут точно голосовать за кого нужно и  критикой не станут злоупотреблять. Да и с рождаемостью у них гораздо лучше, чем у россиян.

А. Мкртчян,

редактор «Пульс Дона»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *