Бедность – не порок, бедность – трагедия

На днях рассказали одну небольшую жизненную ситуацию. Молодая женщина из сельского района Ростовской области, неплохой компьютерщик, срочно рассчиталась и уехала трудоустраиваться в Ростов на базовую заработную плату около 20 тысяч рублей.

При этом ее муж параллельно двинулся на заработки в Москву. Двоих детей-подростков теперь приходиться оставлять у бабушки с дедушкой.

Причина отъезда – низкая заработная плата и практически стопроцентное отсутствие перспективы в дальнейшем. Хотя ничего хорошего не ждет и сейчас. В первую очередь, потому что, пусть даже и временно, но семья разрушена по живому.

Только по официальным данным, которые можно найти в исследовании «Миграция сельского населения и динамика сельскохозяйственной занятости в регионах России», подготовленным Татьяной Нефедовой из Института географии РАН и Никитой Мкртчян из Института демографии ВШЭ – ежегодно из сельской местности в города уезжает примерно 200 тысяч российских селян. 200 тысяч! Это население 4-5 районов Ростовской области!

Авторы исследования уверяют, что наиболее интенсивно потоки миграции из села в город идут на Дальнем Востоке, в Восточной Сибири и на Европейском Севере. Хотя судя по тому, сколько молодежи и даже людей среднего возраста уезжает в той же Ростовской области из хуторов и станиц, село интенсивно бросают  и на Юге, меняя его на городские агломерации.

Далее в исследовании один из авторов дает неутешительный прогноз – отток будет усиливаться. Впрочем, статистика пока еще не поймала эту тенденцию, а может быть, и нет госзадания на такую пессимистическую цифирь.

Но работа, касающаяся миграционных процессов, также не улавливает и  то момент, с которого начинался данный текст – людей, что уезжают работать предварительно временно или вахтовым способом. А таковых по самым скромным оценкам от 10 до 20 процентов, прописанных в сельской местности.

И цифра в данном случае не просто большая, а ужасающая. На данный момент, исходя из итогов последней переписи, на сельских территориях проживало 37,8 миллиона человек. То есть, «отходников» в России от 4 до 7,5 миллионов.

Уезжают же наиболее грамотные, трудолюбивые и инициативные люди, что постепенно приводит к социальной и профессиональной маргинализации села.

Причина для этого одна – низкий уровень доходов и полная блокада социальных и карьерных лифтов. Ведь не каждый согласится жить в финансовом и психологическом болоте.

Такая ситуация, как ни парадоксально, сложилась по всей России, пусть в городах, правда, это не столь сильно ощущается из-за более быстрого ритма жизни, широкого спектра культурно-рекреативного релакса и определенного запаса вакансий.

Что дальше? Дальше — тупик, так как реальные доходы населения точно не будут расти, а даже снижаться. Как заявляет директор Центра трудовых исследований ВШЭ Владимир Гимпельсон:

— Если экономика не растет, а она не растет уже много лет, то никаких оснований рассчитывать, что реальные доходы будут расти, конечно, у нас нет.

Эксперты-экономисты ВШЭ и РАНХиГС также уверены, что  реальные доходы россиян в 2019 году упадут, а бедность не снизится. К этому действительно нет никаких предпосылок

Анализ этих двух экономических структур показывает,  в 2014-2017 гг. доходы падали, а в 2018 г. показали околонулевой рост. Всего же с 2013 г. реальные доходы россиян упали на 8,3%. Тенденция сокращения доходов сохранится и в 2019 г.: по итогам первого квартала они упали на 2,3%, а перспектив на улучшение экономической ситуации в России не видно. В первом квартале 2019 г. рост ВВП России замедлился до 0,5%, хотя сверхоптимисты из  Минэкономразвития ожидают, что в 2019 г. экономика вырастет на 1,3%.

К слову, в 2018 году на околонулевой рост экономики удалось выйти, только по той причине, что накануне президентских выборов прошло мощное разовое вливание средств в бюджетные секторы именно на оплату труда.

Подтверждается стагнация в России и прогнозом СП РФ — в первом квартале реальные располагаемые доходы населения, по Росстату, снизились на 2,3% за год. Чтобы в 2019 году выйти даже на 0,1% роста, нужен рост реальных доходов не меньше 1% за квартал. С учетом того, что в течение года «существенных монетарных мер социальной поддержки граждан» не ожидается, есть риск, что 2019-й станет очередным годом падения доходов, считают в ведомстве Алексея Кудрина.

А вот главный из российских министров – их председатель Дмитрий Медведев — в феврале текущего года в ходе РИФ «Сочи-2019» уверял в противоположном, приблизительно его тезис выглядит следующим образом:   несмотря на жизнь в условиях западных санкций, российская экономика растет, но недостаточно высокими темпами.

А еще Медведев с ироничной усмешкой заявил,  что граждане этого не ощущают. Слепые мы, оказывается и  не бедные вовсе. Возможно, правда, мы живем с Дмитрием Анатольевичем в разных Россиях. Мы – в реальной, он – в кремлевской, которая мыслит другими категориями и почему-то в них нет места проблемам людей и страны, в общем.

А. Мкртчян,

редактор «Пульс Дона»

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *